Бижутерия


Бижуте́рия (фр. bijouterie — торговля ювелирными изделиями; фр. bijou — драгоценность, прелесть, украшение) — украшения, в отличие от ювелирных изделий, сделанные из недорогих материалов. Разновидность декоративно-прикладного искусства.

В производстве бижутерии используют разнообразные металлы и их сплавы: бронзу, латунь, мельхиор (сплав меди, цинка и никеля), шпиатр, нейзильбер, алюминий, а также полудрагоценные (поделочные) камни, кораллы, янтарь, прозрачное и цветное стекло, пластмассы, керамику и даже дерево. Бижутерия в художественном отношении может не уступать ювелирным изделиям, всё зависит от мастерства и таланта художника, но стоимость таких изделий гораздо ниже, что и обеспечивает их популярность даже у состоятельных заказчиков.

Искусство бижутерии возникло во Франции, в конце XVII века. Это связано с печально известными в истории искусства указами короля Людовика XIV «Против роскоши» 1689 и 1700 годов. Согласно указам, все серебряные и золотые изделия в стране необходимо было сдать на Королевский монетный двор для переплавки. Король намеревался таким способом поправить свои денежные дела. Королевские гвардейцы ходили по домам, включая, особняки приближённых ко двору, и отбирали всё, что могли найти. Хозяевам удавалось спрятать немного. Денег королю всё равно не хватило, а страна лишилась многих выдающихся произведений ювелирного искусства[1].

После отмены Нантского эдикта о свободе вероисповедания в 1685 году многие мастера: чеканщики, златокузнецы, гравёры и ювелиры, бывшие по цеховой традиции гугенотами голландского или немецкого происхождения, эмигрировали из Франции. В аристократических домах вынуждены были использовать фаянсовую посуду вместо золотой и серебряной и украшения из накладного серебра — плаке (фр. plaqué doublé) . В средних слоях общества стали использовать изделия под названием «simili-luxe» (подобны роскоши) — суррогаты, багатели из дешёвых сплавов.

Ещё в XVI веке в Венеции стали изготавливать поддельный жемчуг, используя стеклянные бусины, заполненные изнутри воском. Позднее применяли специальную эссенцию (essence d'orient). В 1730 году немецкий химик и ювелир Йозеф Штрасс из Страсбурга наладил в Париже производство поддельных бриллиантов из стекла с относительно высоким показателем преломления световых лучей за счёт примеси глинозёма, извести и окиси натрия. В 1758 году он усовершенствовал способ изготовления стеклянного сплава из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды. Такие «бриллианты» хорошо поддавались огранке и шлифованию. Они получили название по фамилии создателя: стразы. Штрасс сотрудничал с известным парижским ювелиром Георгом Михаэлем Бапстом[2].