Дневник


Дневни́к — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя (личный дневник), ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты записи.

В дневнике такие записи организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» — параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии.

Первые известные науке дневники появились в Японии в XI веке (литература никки). В Китае дневники известны с XII века. В Европе дневники известны с XV века. Однако дошедшие до нас европейские дневники XV—XVI веков не могут называться дневниками в современном значении этого слова, так как в основе их либо придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, либо путевые заметки из путешествий. Лишь к XVII веку дневниковые записи приобрели более личный характер. Благодаря повышению уровня грамотности в Европе и удешевлению бумаги дневники начали вести люди не только из высших социальных кругов. К XVII веку относится знаменитый дневник Сэмюэля Пипса. В конце XVII — начале XVIII века дневниковые записи уже были настолько популярны, что становятся объектом для подражания писателей, появились первые художественные дневники[1].

Начало широкого распространения подобного интереса к себе и практик его периодического закрепления на письме принято связывать с сентиментализмом и романтизмом в европейской культуре — направлениями, культивирующими личные переживания и субъективное отношение к миру, приверженцы которых не только сами вели дневники, но и заставляли это делать своих героев. Определённое воздействие на практику ведения дневника оказал протестантизм с его навыками рационального управления «душевным хозяйством» — учетом сделанного, продуманного, перечувствованного за день. Личные и путевые дневники в японской культуре, аристократической и монашеской, жанр непринужденных записок дзуйхицу и т. п. (Сэй Сёнагон, Мацуо Басё и др.) — явление, до некоторой степени сходное, но оно имеет собственные культурные корни, традиции и формы. Подавляющая часть известных дневников относится к XIXXX вв. и приходится на Европу.

Можно различать деловые и личные дневники, дневники путевые (например, «Дневник путешествия в Лиссабон» Генри Филдинга, 1755), бытовые, литературные (писательские). Особую ценность имеют дневники выдающихся людей или близких к ним лиц, документы переломных периодов истории, однако не менее важными, содержательными и интересными могут оказаться повседневные подробности жизни обычного человека, тем более что основной груз упомянутых переломных периодов приходится на себя принимать именно ему. Новые перспективы в практике ведения дневников открывает Интернет.