Душа


Душа́ (греч. ψυχή, лат. anima; рус. и ст.‑слав. дѹша из *duxi̯ā[1]) — в различных культурах, религиях, философских учениях — сверхестественная нематериальная бессмертная субстанция, придающая целостность и непрерывность индивидуальному существованию[2], в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли[3]; универсальное жизненное начало, витальная сила, которая присутствует в каждом живом существе; субстрат всех сознательных и бессознательных психических процессов[2]. Обычно противопоставляется телу[4].

Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, душа[5]: в религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека; в устаревшей психологической терминологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека; внутренний, психический мир человека.

Как гипотетическое, эмпирически не доказуемое, описывающее субстанциальное единство человеческих переживаний, опытно постигаемых только в самонаблюдении и при их проявлении в рамках поведения, понятие душа начиная с середины XIX века постепенно уходит из научной психологии, которая основывается на наблюдениях и экспериментах. Возникает принцип «психологии без души», введённый Ф. Ланге. В 1916 году С. Л. Франк отмечал, что мы стоим не «перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения учения о душе»[2].

Вопреки популярным представлениям, попытки обнаружения материального проявления души не получили положительных результатов[6][7]. Нет доказательств, подтверждающих существование души[8], включая косвенные признаки влияния души на реальный мир, которые могли стать такими доказательствами[9]. Идея души противоречит современным психологии[2], нейробиологии[10][11] и физике[9][12].