Евангелие от Луки


Евангелие от Луки́ (др.-греч. Εὐαγγέλιον κατὰ Λουκάνлат. Evangelium secundum Lucam) — третья книга Нового Завета, одно из четырёх канонических Евангелий. Перед ним традиционно следуют Евангелия от Матфея и Марка, за ним — Евангелие от Иоанна. Автором считается апостол Лука.

Основная тема Евангелия — жизнь и проповедь Иисуса Христа, Сына Божия. Евангелие написано для христиан из язычников и обращено к Феофилу, христианину, обращённому из язычников, и, в его лице, к новым христианским общинам, основанным св. Павлом. Цель Евангелия автор обозначает следующим образом: «чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4). Ряд особенностей Евангелия вытекает из его предназначения для бывших язычников — иудейские обычаи объясняются подробно, кроме того автор преднамеренно избегает употребления слова «язычники» в отрицательном контексте, опасаясь неправильного понимания. Например, фраза из Нагорной проповеди Христа, которая в Евангелии от Матфея звучит как «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47), в Евангелии от Луки приводится в виде «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33).

Жизнь Христа у Луки излагается преимущественно с исторической стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа, по объёму Евангелие от Луки — длиннейшая книга Нового Завета. Евангелие начинается с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане, а именно с благовестия Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его грядущем рождении. Прочие Евангелия начинаются с Рождества Христова (Матфей) или уже с проповеди Иоанна Крестителя (Марк и Иоанн).

События, предшествовавшие Рождеству Спасителя, у Луки описаны очень подробно (вся первая глава Евангелия). В третьей главе приводится родословие Иисуса Христа, построенное по восходящей линии от Иосифа Обручника, названного мужа Девы Марии, до Адама. Несовпадения этого родословия с приведённым в Евангелии от Матфея послужили предметом многочисленных исследований историков и библеистов. Распространено мнение, что у Матфея представлено родословие Иосифа (земного отца Иисуса Христа), у Луки — родословие Марии. Но есть и иные точки зрения.

В шестой главе излагается Нагорная проповедь Иисуса, квинтэссенция его учения, хотя и в менее подробной форме, чем в Евангелии от Матфея. В начале одиннадцатой главы приводится молитва «Отче наш» (11:1—4). Вариант молитвы у Луки имеет отличия от текста молитвы в Евангелии от Матфея (у Луки — более краткий вариант).

События последних дней земной жизни Иисуса в Иерусалиме и Страсти Господни занимают сравнительно небольшое место по отношению ко всему объёму книги (главы с 20 по 23).