Жанр


Жанр (от фр. genre, лат. generis — «род, вид, племя, поколение») — обобщение произведений литературы (художественной и нехудожественной), произведений изобразительного искусства, музыки, фильмов и других видов искусства в отдельные классы или категории по критерию наличия каких-либо определённых характеристик (тематика, стиль, техника исполнения и т. п.)[1]. «Общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства, на основе их самоопределения по предметному смыслу в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности»[2]. Такое предварительное определение не исчерпывает всех аспектов жанровой дифференциации произведений искусства. Сложность заключается в том, что понятие «жанр» находится как бы вне любых морфологических систем и, одновременно, относится к любым её компонентам и системообразующим связям.

В плане письменных произведений понятие жанра объединяет тексты, которые схожи между собой по риторике и преследуемым в рамках жанра целям, свойственны какой-либо культуре или дискурсивному сообществу, а в рамках самих сообщества или культуры существуют нормы или правила того, как должны формироваться высказывания для достижения целей жанра. Обычно под жанром понимается устоявшийся специфичный паттерн написания текстов[3].

Согласно общепринятой системы морфологии искусства все произведения условно подразделяются по классам, семействам, видам и разновидностям. На уровне «внешней формы», то есть по онтологическому критерию, их обычно делят на пространственные, временны́е и пространственно-временны́е[4]. Но в каждом из этих классов возможны разные принципы формообразования и соответствующие им способы восприятия. Поэтому классы искусств делят на роды по аксиологическому принципу (или феноменологическим критериям). Например: на зрительные и слуховые (И. И. Иоффе), конкретно-предметные (изобразительные) и абстрагированные («неизобразительные»; С. Х. Раппопорт), по прагматике на «чистые» (станкóвые) и «прикладные» (бифункциональные), по семиотическому критерию: на осязательные (тактильные) и живописные (соответственно теории двух установок зрения А. фон Гильдебранда), архитектонические, музыкальные, литературные (словесные) и смешанные семейства, виды и разновидности. Всем этим классификационным группам присущи жанровые особенности.