Издательское дело


Изда́тельское де́ло — деятельность[1][2], отрасль культуры и производства[3], специализирующаяся на подготовке, создании, издании (выпуске тиражом) и распространении информации в печатной, музыкальной, электронной и других формах продукции для продажи или бесплатной раздачи[2]. Издательское дело включает в себя такие аспекты, как редактирование текстов, дизайн, вёрстка, печать, распространение и маркетинг изданий. Оно тесно связано с полиграфией и авторским правом[4].

Традиционно этот термин относится к процессу создания и распространения печатной продукции, такой как книги, газеты, журналы, брошюры, альбомы, ноты, географические карты, изобразительные материалы и другие[4]. С появлением цифровых информационных систем сфера деятельности отрасли расширилась. Современное издательское дело включает производство материалов в цифровых форматах, а также материалов, созданных или адаптированных для электронного распространения: электронные и аудиокниги и газеты, академические журналы, веб-сайты, блоги, DVD, видеоигры, а также дистрибуцию через Интернет, контент социальных сетей, каталогов и других рекламных материалов[2].

Издательское дело превратилось из малой, древней и ограниченной законом или религией формы до современной масштабной индустрии, распространяющей абсолютно все виды информации[5][⇨].

Классическая издательская деятельность включает: поиск рукописей и авторов, приобретение авторских прав, подготовку рукописи к печати (редактура, корректура, оформление), раз­ра­бот­ку кон­цеп­ции из­да­ния, ма­ке­та и ди­зай­на, печать (и его эквиваленты в электронной форме), а также маркетинг и распространение[4]. На практике издательская деятельность может заключаться только в посредничестве между автором и типографией.

Издателем называется физическое или юридическое лицо, которое занимается изданием печатной или электронной продукции. Это также может быть глава издательского дома, обычно владелец или основатель.

Эволюция издательской сферы представляет собой взаимодействие технологических инноваций и социокультурных изменений, взаимодополняющих друг друга. Перед появлением письменности, предположительно в IV тысячелетии до н. э. среди шумеров, информация передавалась только устно, с соответствующими ограничениями по времени и месту[6]. Прототипом нынешних издательств были античные и средневековые скриптории, существовавшие при библиотеках и монастырях. Есть сведения, что уже в Древнем Риме (в I веке до н. э.) были скриптории, подготавливавшие маленькие тиражи рукописных свитков на продажу. Их делали (одновременно до 30 экземпляров) писцы-рабы под диктовку чтеца[4].