Кирилл и Мефодий


Кири́лл (до схимы Константи́н, прозвище «Фило́соф»[1], 827869, Рим) и Мефо́дий (815885, Моравия) — святые православной и католической церквей, братья-миссионеры[2] из города Салоники (в православной традиции Солунь), создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства.

Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке (в Восточных церквях), и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские». Принятая очерёдность упоминания: в научных и научно-популярных текстах — сначала Кирилл, а потом Мефодий; в церковно-богослужебном обиходе — в обратном порядке (вероятно потому, что Мефодий имел более высокий сан, нежели его младший брат).

Кирилл и Мефодий родились в византийском городе Фессалоники (Салоники, славянск. «Солунь»). Их отец по имени Лев, «хорошего рода и богатый»[4], был друнгарием, то есть офицером, при стратеге (военном и гражданском губернаторе) фемы Фессалоники. Дед их (непонятно, по отцу или по матери) был крупным вельможей в Константинополе, но потом, видимо, впал в немилость и окончил свои дни в безвестности в Фессалониках. «Житие Кирилла» приводит слова самого святого: «Дѣдъ имѣхъ велии и славенъ зѣло, иже близъ цесаря сѣдяше, и даную ему славу волею отвергъ, изгнанъ бысть, и страну ину землю дошедъ, обнища. И ту мя роди»[4]. В семье было семь сыновей, причём Мефодий (исследователям не известно, было ли это имя крещальным или дано при постриге)[5] — старший, а Константин (Кирилл) — младший из них[6].

Точно установить этническую принадлежность Кирилла и Мефодия в многонациональной Византии практически невозможно, хотя споры по данному поводу идут и по сей день. Согласно одной из версий, равноапостольные братья были греческого происхождения[7], хотя многочисленные лингвистические исследования их трудов говорят в пользу более вероятного славянского происхождения.[источник не указан 86 дней] В XIX веке славянские учёные (Михаил Погодин, Герменегильд Иречек) отстаивали их славянское происхождение[8][9], основываясь на прекрасном владении ими славянским языком — обстоятельство, которое сегодня считается недостаточным доказательством[10]. Болгарская традиция называет братьев болгарами (к которым до XX в. причислялись и македонские славяне), опираясь, в частности, на проложное «Житие Кирилла» (в поздней редакции), где сказано, что он «родом съи блъгаринь от солоуна града»; эту идею поддерживают многие современные болгарские учёные[10][11].