Климент Александрийский


Кли́мент Александри́йский (др.-греч. Κλήμης ὁ Ἀλεξανδρεύς, лат. Clemens Alexandrinus, Тит Флавий Климент, лат. Titus Flavius Clemens; ок. 150, предположительно Афины — ок. 215, Палестина)[1] — христианский богослов, апологет, проповедник и философ, руководитель Александрийской богословской школы, возглавлявший её до Оригена. Его учениками были Ориген и Александр Иерусалимский. Он обратился в христианство будучи образованным человеком, знакомым с греческой философией и литературой. Как показывают три его основных произведения, Климент находился под влиянием эллинистической философии, в особенности Платона и стоиков, в большей степени, чем любой другой христианский мыслитель своего времени[2]. Его тайные работы, которые существуют только в виде фрагментов, предполагают, что он также был знаком с дохристианским иудейским эзотеризмом и гностицизмом. В одной из своих работ он утверждал, что греческая философия зародилась среди не-греков, утверждая, что и Платон, и Пифагор были обучены египетскими учёными[3].

Его почитают как святого в Коптской и Си­рийской яко­вит­ской православных церквях. Также он почитался святым в Римско-католической церкви до XVII века, когда его имя было удалено из римского мартиролога папой Климентом VIII по совету кардинала Барония[4]. В Православной церкви не является святым.

Дата и место рождения Климента нам достоверно неизвестны. Предполагается, что он родился где-то около 150 г. н. Э. По свидетельству Епифания Кипрского «одни называют его Александрийским, другие Афинским» (Панарион, 32.6).[5] Судя по полному имени, Климент родился в семье римских граждан. Фамилия «Флавий» позволяет предположить, что его предки, подобно Иосифу Флавию, были участниками антиримского восстания в Иудее, пленёнными и помилованными императором Титом и поэтому принявшими его фамильное имя как знак своего второго рождения.

Родители Климента были язычниками, сам же он впоследствии принял христианство. В «Протрептике»  (англ.) он демонстрирует обширные познания в греческой мифологии и мистических религиях, которые могли возникнуть только в результате религиозной практики его семьи[6].

Отвергнув язычество в молодости из-за царившего в нём морального разложения, Климент отправился в путешествие по Греции, Малой Азии, Палестине и Египту, чтобы познакомиться с различными христианскими традициями. В Греции он встретил ионийского богослова, которого опознали как Афинагора Афинского; на Ближнем Востоке он обучался у некоего ассирийца, иногда отождествляемого с Татианом, и еврея, возможно Феофила Кесарийского[7].