Книга Судей Израилевых


Книга Судей Израилевых (ивр. ספר שופטים‎ [Се́фер Шофти́м]) — седьмая книга в составе еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. Вторая книга раздела Невиим в еврейской Библии..

В повествовании Танаха она охватывает «Эпоху судей» — время между завоеванием, описанным в Книге Иисуса Навина, и установлением царства в Книгах Самуила, во время которого иудейские судьи выполняли функции временных лидеров древнего Израиля[1]. Истории следуют последовательной схеме: люди неверны Яхве, поэтому он отдает их в руки врагов; народ раскаивается и умоляет Яхве о пощаде, которую он посылает в образе вождя или защитника («судья»; ивр. שופטшофет ); судья избавляет израильтян от угнетения, и они преуспевают, но вскоре снова впадают в неверность, и цикл повторяется[2].

Ученые считают, что многие истории в книге Судей являются старейшими в девтерономической истории, их основная редакция датируется VIII веком до нашей эры, а такие материалы, как «Песнь Деборы», датируются гораздо более ранним периодом.

В книге излагается история евреев от последних лет жизни Иисуса Навина (Иехошуа бин Нун) до смерти судьи Самсона[3]. По еврейской традиции книга Судей была написана пророком Самуилом.

Судьи — лица, управлявшие еврейским народом в период от Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула. Выдающиеся Судьи: Варак (Барак) и Дебора (Двора), Гедеон (Гидон), Самсон (Шимшон), Илий (Эли) и пророк Самуил (Шмуэль).

После Иисуса Навина начальники колен израильских должны были изгнать хананеев (аборигенное население) из той земли, обладание которой было им обещано. Они сделали это, но лишь отчасти, оставив некоторые народы жить рядом и вступали с ними в союзы, что было запрещено Богом. При этом происходило уклонение израильтян в верования соседних народов, «служение Ваалам и Астартам». За это Бог определил народам Ханаана быть для Израильтян «петлею»[4]. Когда Израильский народ отступал от Бога, начинал служить богам соседних народов, он подвергался завоеваниям этими народами и попадал к ним в порабощении до тех пор, пока не обращались к Богу с просьбой об избавлении. Когда же последнее происходило, то Бог воздвигал из среды народа судью — человека, который возглавлял освободительную войну, — и тогда Израиль снова становился свободным до следующего падения в грех идолопоклонства. Таким образом, при отпадении народа от Бога его постигали несчастья, а обращение к Богу приносило мир и благоденствие[5].