Лама (буддизм)


Ла́ма (тибетск. «высший», тиб. བླ་མ་, вайли: bla ma) — собирательное название буддийского учителя в тибето-монгольском, в том числе российском буддизме. Обычно считается равнозначным санскритскому понятию "гуру"[1].

Первоначально ламами в Тибете называли только "тулку", так называемых "воплощенных лам". Позднее это слово было распространено на всех полноправных членов монашеской общины — бхикшу (тиб. гелонг). В Монголии ламами стали называть уже всех духовных лиц, носящих «одежды Дхармы», а в Бурятии это слово стало применяться как к ученикам (хуваракам), так и к мирянам, принявшим некоторые буддийские обеты. Словом «лама» в тибетских текстах также переводится санскритское «гуру» (духовный учитель)

Европейцами в XIX веке для того, чтобы подчеркнуть существовавший в Тибете культ духовного учителя был придуман термин ламаизм. Таким образом, тибетский буддизм превращался европейцами в особую конфессию, что неправомерно и некорректно, поскольку тибетская монастырская традиция не только восприняла, но и с необычайной тщательностью сохранила и воспроизвела позднеиндийскую буддийскую традицию во всей ее полноте[2].

Согласно энциклопедическому словарю индо-тибетского буддизма, термин «лама» имеет также следующие значения:

в Монголии и Бурятии называют любого монаха. Но в европейской и русской буддологии закрепилось понятие «ламство» применительно именно к монашеству тибетской школы гелуг[1].

Термин «лама» может быть использован в качестве уважительного обращения к монаху (монахине) для того, чтобы подчеркнуть их уровень духовного совершенства и мастерства, или же может быть составной частью титула в религиозной иерархии тибетских лам, как то: Далай-лама[3][4][5], Панчен-лама (Тулку). Также является частью титула иерархов северного (Бурятия, Тыва, Алтай, Калмыкия) буддизма — Хамбо-лама[6], Камбы-лама, Шаджин-лама.