Ла-Манш


Ла-Ма́нш, или Английский канал (фр. la Manche [МФА (фр.): [la mɑ̃ʃ]], англ. the English Channel [МФА: [ˈɪŋ.glɪʃ ˈtʃæn.(ə)l]]), — пролив между побережьем Франции и островом Великобритания[1]. Под проливом с 1994 года проходит третий в мире по длине железнодорожный тоннель — Евротоннель[2].

Международная гидрографическая организация определяет границы пролива Ла-Манш следующим образом:[3]
На западе:
Линия, соединяющая остров Вьерге (48°38′23″ с. ш. 4°34′13″ з. д.HGЯO) с мысом Лендс-Энд (50°04′ с. ш. 5°43′ з. д.HGЯO).
На востоке:
Юго-западная граница Северного моря.

Вместе с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном[4]. Длина 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м.

Основные порты: Портсмут, Саутгемптон, Гавр, Шербур. Крупнейшие острова пролива: Остров Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова у берегов Франции. Под проливом Па-де-Кале (Дуврский пролив, англ. Dover Strait), северо-восточным продолжением пролива Ла-Манш[5], между Дувром и Кале сооружён железнодорожный двухпутный тоннель (общая длина 52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива).

Пролив образовался в период плейстоцена в результате двух меганаводнений (425 тыс. лет и 200 тыс. лет назад) из-за прорыва вод из озера, ограниченного ледником, в районе современного Северного моря. Прорвавшаяся вода смыла перешеек (хребет Уилд-Артуа), соединявший в то время Британию и континент, и сформировала Па-де-Кале[6][7].

Слово Ла-Манш было заимствовано из французского названия пролива — la Manche (manche с фр. — «неширокий пролив, рукав»), которое использовалось по меньшей мере с XVII века.