Меценат


Мецена́т — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию не только науки, искусства, здравоохранения и образования в целом, но и конкретным лицам в частности, оказывая финансовую помощь из личных средств или же имея для этого собственную организацию, ориентированную на ту или иную благодетель.

Термин происходит от имени знатного римлянина, из древнего этрусского рода, Гая Цильния Мецената (ок. 70—8 до н. э.), который был покровителем художников и поэтов (Вергилия, Горация, которому подарил сабинское поместье), искусств при императоре Августе. Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа, он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и свободно высказывал свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.

Со временем меценатами стали называть богатых покровителей как культуры в целом, так и искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися актерами, художниками, писателями, поскольку способствовали не только развитию их творчества, процветанию искусства, но и приобщению широких масс к культурным достижениям. Одним из примеров меценатства является семейство Медичи, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наибольшую известность они приобрели как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.

В качестве ещё одного примера можно привести династию банкиров и общественных деятелей Ротшильдов, на протяжении XX века имевших наибольшее состояние в современной мировой истории. Они начинали своё восхождение к высшим слоям общества в конце XVIII века и в итоге опутали своей финансовой сетью практически все европейские дворы. История финансового успеха начиналась с антикварной лавки родоначальника династии Ротшильдов — Майера Амшеля. Скопив деньги, Майер открыл первый банк Ротшильдов, где можно было поменять деньги одних германских княжеств на другие, обменять и продать монеты и медали, антиквариат. Со временем эта тенденция лишь укрепилась — к середине XIX века половину своих активов Ротшильды вложили в произведения искусства. С одной стороны, эти инвестиции обеспечивали хороший фонд семьи на случай потрясения, а с другой — создали Ротшильдам репутацию не столько накопителей богатства, сколько людей, способных ценить, понимать и продвигать прекрасное.