Монастырь Латому


Монастырь Латому (греч. Μονή Λατόμου) — монастырь в центре города Салоники. Из всех строений сохранилась только церковь святого Давида (греч. Όσιος Δαβίδ — Осиос Давид), бывшая главным храмом монастыря, и являющаяся в настоящее время действующим храмом. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в перечень объектов Всемирного наследия.

Главный храм монастыря, Церковь святого Давида, был построен на месте римского сооружения в конце V — начале VI веков. Своё название в честь святого Давида церковь получила только в XX веке, а ранее была посвящена Христу Спасителю.

Существует следующая легенда, связанная с её строительством. У императора Максимиана была дочь Феодора — тайная христианка, которая попросила отца построить для неё баню, которую она втайне хотела использовать для христианских богослужений. Отец выполнил её просьбу. По заказу Феодоры в одной из ниш бани была тайно сделана мозаика с изображением Христа, которая закрывалась шкурой быка. Впоследствии Феодора претерпела мученическую смерть, мозаика была сокрыта при перестройке строения и была обнаружена после землетрясения в IX веке.

В 1430 году храм был обращен в мечеть, фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ в XX веке. Тогда же под полом храма были обнаружены захоронения монахов.

Архитектура церкви относится к периоду зарождения крестокупольных церквей — в центре сооружения, где арки образуют крест устроен квадратный барабан, покрытый купольным сводом. В период турецкого владычества храм сильно пострадал: западная часть постройки была разрушена, вход был перенесен на южную стену.

Мозаикой украшена апсида алтарной части. В 1921 году под слоем штукатурки была обнаружена мозаика конца V — начала VI века с фигурой молодого Христа в центре композиции, держащего свиток со словами: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!» (Ис. 25:9). По наиболее распространенной версии изображено видение пророка ИезекииляСлава Господня»).[1] Однако академик В. Н. Лазарев на основе мнения А. Н. Грабара делает вывод, что «в целом мозаика прославляет Христа как источник воды живой (fons aquarum viventium)» и отождествляет фигуры по сторонам Иисуса с апостолами Петром и Павлом.[2] Предполагают, что данная мозаика сделана на месте (возможно и на основе) изображения выполненного по заказу мученицы Феодоры.