Неделя


Неде́ля (в церковно-литургическом обиходе Русской церкви — седми́ца) — период времени в семь суток[1].

Русское слово «неделя» восходит к праслав. *neděľa, скалькированному с др.-греч. ἄπρακτος ἡμέρα «нерабочий день», и первоначально обозначавшему воскресенье[4], однако Максимилиан Фасмер был не согласен с этой версией[5] и считал, что слово является калькой из лат. feria — «праздничный день» (нерабочий день, когда «не делают»)[6], поскольку слово присутствует и в западно-славянских языках, которые находились под влиянием римского католичества и практически не производили заимствований из греческого, в отличие от восточных и южных славян. Калька была создана на основе праслав. *ne dělati — «не делать»[7]. В своём первоначальном значении «день отдыха» известно и в настоящее время во всех славянских языках[8], кроме русского[9]. В значении единицы счисления времени слово фиксируется уже в Остромировом евангелии (1057 год)[10].

В семитских языках слово «неделя» (ивр. שבוע‎, араб. أسبوع‎) имеет такой же корень, как и слово «семь» (ср. др.-евр.שבת‏‎[11], др.-греч. τὰ σάββατα[12], лат. sabbatum, церк.-слав. седмица[13]).

В Ветхом Завете содержится описание сотворения мира, в котором перечисляются следующие друг за другом дни творения: день один (Быт. 1:5), день второй (Быт. 1:8), день третий (Быт. 1:13), день четвёртый (Быт. 1:19), день пятый (Быт. 1:23), день шестой (Быт. 1:31). Вслед за этим Бог … почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2:2), а также благословил … и освятил его (Быт. 2:3).

С религиозной точки зрения, семь дней творения послужили прообразом недели, к седьмому дню которой человек должен завершить свои дела и посвятить его Богу[14].

Недельный цикл как таковой появляется в описании исхода евреев из Египта: