Причинность


Причи́нность — философское и физическое понятие; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. На основании её понятия строились механистическая картина мира, концепции детерминизма (Лаплас, Спиноза).

Причина (лат. causa) — то, без чего не было бы следствия. Взаимосвязь между причиной и следствием называют причинно-следственной связью[1].

В качестве синонима иногда используется термин кауза́льность (лат. causalis). Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. В теории управления каузальность характеризует причинную взаимообусловленность и инерционность процессов в управляемых объектах и системах.

Начиная с Юма критикуется за тот пункт, что следствие не всегда содержится в причине либо предпосылке. Отрицая объективность каузальности, Юм указывал на субъективность восприятия её как таковой. Отрицание необходимой каузальности, признание нелинейности развития — важные презумпции в философии постмодерна и синергетике.

Литература ведического периода (ок. 1750—500 до н. э.) основывается на понятии кармы[2]. Карма — это вера, которой придерживаются Санатана Дхарма. Действия человека вызывают определённые эффекты в текущей и/или будущей жизни, положительные или отрицательные. Различные философские школы (даршаны) по-разному описывают этот предмет:

В «Бхагавад-гите» 18.14 указываются пять причин любого действия (зная, какие действия можно совершить): тело, индивидуальная душа, чувства, усилия и сверхдуша. Согласно Монье-Вильямсу, в теории причинности Ньяи из Сутры I.2.I, 2 в философии Вайшешики от причинного небытия есть действительное несуществование; но не действительное несуществование из-за причинного несуществования. Причина предшествует следствию. У метафор нитей и тканей есть три причины: