Растрелли, Бартоломео Карло


Бартоломе́о Растре́лли (ошибочно[1] — «Бартоломео Карло»[2][3]; итал. Rastrèlli, Bartolomeo, 11 января 1666[2], Флоренция — 18 (29) ноября 1744, Санкт-Петербург)[4] — итальянский и российский архитектор, скульптор, бронзолитейщик, чеканщик и ювелир. Известен тем, что работал в России и создал конный монумент Петру I в Санкт-Петербурге.

Бартоломео Растрелли происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода во Флоренции, знал французский и латинский языки, архитектуру, скульптуру, бронзовое литьё и ювелирное дело. В 1698—1699 годах работал в Риме, но достойных заказов не находил и с рекомендательным письмом аббата Атто Мелани в 1699 году уехал в Париж, ко двору «Короля-Солнце» Людовика XIV. В Париже в 1700 году в семье Растрелли родился сын — будущий выдающийся архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Во Франции пышное итальянское барокко казалось чуждым, в Париже и Версале господствовал более классичный стиль Людовика XIV. За шестнадцать лет пребывания во Франции Растрелли Старший создал лишь одно произведение: надгробие бывшему королевскому министру Симону Арно в парижской церкви Святого Медерика. Кроме того, было много рисунков и нереализованных проектов. Однако, обретя покровителя в лице итальянца, папского нунция Филиппа Антонио Гуалтерио, знатока и собирателя старинных медалей, Растрелли сумел получить титул графа Папского государства и орден Иоанна Латеранского[5].

В 1715 году умер французский король и многие придворные художники остались без заказов. В России царь Пётр I оценив ситуацию послал из Петербурга в Париж депешу русскому резиденту Конону Никитичу Зотову: «… понеже король французский умер, а наследник зело молод, то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах, для чего наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропускать»[6][7].

19 октября 1715 года был подписан контракт, по которому «Господин Растрелли Флоренский, кавалер ордена Святого Иоанна Латеранского, обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе Его Царского Величества три года…». В ноябре 1715 года Растрелли выехал из Парижа и в следующем году (24 марта 1716 года по старому стилю) прибыл в Петербург, обязуясь «работать во всех художествах и ремёслах»[8].

Растрелли начал свою карьеру в России в качестве архитектора в Стрельне, в проектировании Стрельнинского дворца. Под его руководством начали рыть каналы и высаживать деревья на территории парка, однако через четыре месяца в Россию прибыл из Франции архитектор Жан-Батист Леблон. Вероятно, из-за конкуренции с Леблоном и конфликта между архитекторами Растрелли был отстранён от строительных работ[9]. Потерпев неудачу в архитектурной деятельности, Растрелли был вынужден заниматься скульптурой и литейным делом. Растрелли поселили в отдельном доме на Первой линии (на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице). В двух специально выстроенных для работы «анбарах» придворный скульптор создал многие произведения.