Робинзонада


Робинзонада — поджанр приключенческой литературы и кинематографа, который, вслед за романом Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719), живописует перипетии выживания одного или нескольких людей на необитаемом острове.

О популярности романа Дефо в эпоху Просвещения свидетельствует тот факт, что только на немецком языке, по состоянию на 1760 год, библиограф Кох насчитал не менее сорока робинзонад[1]. Сам термин впервые использован Шнабелем в предисловии к философской утопии «Остров Фельзенбург» (1731).

Тема выживания человека на необитаемом острове известна мировой литературе задолго до публикации романа Дефо. В древнеегипетском произведении «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» (ок. XX—XVII века до н. э.) повествуется о приключениях героя, спасающегося после кораблекрушения на острове. Это произведение лежит в основе авантюрного, приключенческого жанра мировой литературы[2]. Арабский автор Ибн Туфайль в XII веке описал жизнь человека, с рождения обитающего на диком острове. Похожие ситуации обрисованы в «Правдивой истории» Лукиана, у Шекспира в «Буре»[1], в романе Бальтасара Грасиана «Критикон».

В более широком смысле под робинзонадой понимаются все произведения, рисующие жизнь и приключения «обособленных личностей вне общества»[1]. При таком подходе под определение робинзонады подпадают рассказы о «детях джунглей» — Маугли и Тарзане[1] а также, например, романы «Семеро братьев» Алексиса Киви и «Пан» Кнута Гамсуна.

Кинематографисты активно используют в своём творчестве тему робинзонады, экранизируя литературные произведения или создавая собственные сценарии. Примером поднятия интереса к робинзонаде в новейшее время служит сериал «Остаться в живых».

Несколько видеоигр исследовали эту тему, помещая игроков во враждебную среду, где они должны работать для достижения определенной цели или просто выживать. Таким образом, видеоигры-робинзонады могут быть включены в более широкий жанр игр на выживание. Несколько примеров этого жанра — Stranded, Stranded Deep, The Forest.