Совершенная конкуренция


Совершенная, чистая, или свобо́дная конкуренциясвободный рынок, на котором экономические агенты (покупатели и продавцы) ведут себя конкурентно, то есть предполагают или считают, что рыночная цена является заданной и что их действия не могут на неё повлиять[1].

Чаще всего конкурентное поведение наблюдается на рынках с большим количеством покупателей и продавцов, каждый из которых покупает или продаёт небольшое количество товаров по сравнению с размером всей отрасли. Тем не менее наличие конкурентного поведения не обязательно связано с количеством агентов и их долями на рынке[2].

Значение совершенной конкуренции состоит в том, что конкурентное равновесие является социально оптимальным, то есть обеспечивает максимальное суммарное благосостояние покупателей и продавцов.

Для существования совершенной конкуренции требуется конкурентное поведение экономических агентов — покупателей и продавцов, предполагающих или считающих, что рыночная цена является заданной и что их действия не могут на неё повлиять. Часто такое поведение связывают с совершенно конкурентной структурой рынка, которая соответствует следующим условиям[3].

В наибольшей степени этим условиям соответствует биржевой рынок. Нарушение хотя бы одного из условий ведёт к тому, что структура рынка становится несовершенной. Несовершенство структуры не обязательно ведёт к неконкурентному поведению. Примером может служить модель дуополии Бертрана.

Нарушение этих условий может привести к доминирующему положению на рынке. Злоупотребление монопольным положением, как и другие формы недобросовестной конкуренции, может служить предметом разбирательства со стороны антимонопольного органа. В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции, ограничивающие вход на рынок.