Соломон


Соломо́н (др.-евр.שְׁלֹמֹה‏‎ [Шломо́]; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Salomon в Вульгате; араб. سليمان‎ [Сулейма́н] в Коране) — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.

По разным хронологиям, даты правления относятся к началу Х века до н. э.[1], 972—932 до н. э.[2], 960-е — ок. 930 до н. э.[3], 967—928 до н. э.[4]

Соломон — персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества: понимание языка зверей, власть над джиннами.

Традиционно считается автором ветхозаветных книг Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Притчей Соломоновых, а также некоторых псалмов (Пс. 126/127MT[5], 131/132MT[комм. 1]). Его именем названа неканоническая или второканоническая книга Премудрости Соломона, входящая в состав Ветхого Завета в православии и католицизме.

Историчность царя Соломона, так же как историчность царя Давида и историчность Израильского царства, является предметом научной дискуссии.

Библия является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона. Помимо этого, его имя упоминается в трактате еврейского историка Иосифа Флавия «О древности еврейского народа. Против Апиона»[6]. На начало XXI века неопровержимых археологических доказательств существования Соломона не обнаружено[7]. Тем не менее его принято считать исторической фигурой[1][3][8]. По времени правления царя Соломона в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II, и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем[комм. 2].