Сословие


Сосло́вие, поэтическое и устаревшее Сосло́вьесоциальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности часто определяются законом; принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству, крайне редкими путями приобретается (например путём мезальянса)[1].

Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников (мирян, простолюдинов). В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии. В России сословия просуществовали до 12 ноября 1917 года.

В древнерусском литературном языке слово «сословие» начинает встречаться в списках XVI века (иногда с памятников XIII—XIV веков). М. Р. Фасмер связывает церкославнославянский термин «сословие» с греческим «σύλλογος» «сонм, собрание»: συν-+λόγος. Предположительно, до XVII века слово «сословие» принадлежало торжественному церковно-книжному стилю и не выражало общественно-политического значения.

Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:

Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (все остальные).

Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля). Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа. Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайет, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.