Союзмультфильм


«Союзмультфи́льм» — советская и российская киностудия по производству мультипликационных фильмов. Создана в Москве 10 июня 1936 года. За время существования студии создано более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «золотой фонд» мировой анимационной классики и получили более четырёхсот международных фестивальных призов и наград.

Киностудия создана 10 июня 1936 года под названием «Союздетмультфильм» вследствие объединения мелких коллективов «Совкино», «Межрабпомфильма» (Частично «Межрабпомфильм» был переделан в Киностудию «Союздетфильм», сейчас — «Киностудия им. Горького») и «Мосфильма». Приказ о создании киностудии мультипликационных фильмов был подписан начальником Главного управления кинофотопромышленности СССР, но считается, что решение о её создании исходило лично от Иосифа Виссарионовича Сталина[2].

Для студии были выделены помещения закрытых советской властью православных храмов Николая Чудотворца в Новой слободе на Долгоруковской улице (в советское время — Каляевской улице), где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения, «что на Песках»[3], в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось «Творческое объединение кукольных фильмов». Храм на Арбате в 1991 году был возвращён Русской православной церкви, а храм на улице Долгоруковской возвращён государству и Русской православной церкви в октябре 2017 года. В первоначальный штат студии вошли уже известные мастера рисованного кино — Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов, Пантелеймон Сазонов, Владимир Полковников, Леонид Амальрик и другие. Первым директором киностудии был назначен Николай Митрофанович Кива[4][5].

Всё производство было переведено на общую технологию «целлулоидного конвейера». Почти единственным направлением первых лет работы студии стали короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в «диснеевской» манере. Но, несмотря на заимствованную стилистику, уже в это время стали появляться интересные в художественном отношении работы: в первую очередь фильмы Владимира СутееваШумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках?»).

С 1937 года студия начинает снимать цветные фильмы (но до 1945 года также делает и их чёрно-белые версии). С 1938 года на студии вводится цеховой процесс прорисовки и применение метода «эклер» (или ротоскопирование) — натурные съёмки живых актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой. В 1939—1941 годах на студии создаются фильмы, вошедшие впоследствии в «золотой фонд» мирового кинематографа: «Лимпопо» и «Бармалей» Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, «Мойдодыр» Ивана Иванова-Вано, «Дядя Стёпа» и «Муха-Цокотуха» Владимира Сутеева и другие.