Суббота


Суббо́та (через мн. ч. др.-греч. τὰ σάββατα[1], лат. sabbatum[2], от сир. ܫܒܬܐ [šabbǝtā][2] или др.-евр.שבת‏‎ [ʃəˈbaːt]) — день недели между пятницей и воскресеньем.

Еврейское слово шаббат (שבת) традиционно (по меньшей мере, со времён Иосифа Флавия[3]) связывается с корнем ש.ב.ת‎, связанного со значением «покоиться, прекращаться, воздерживаться». Согласно Библии (Быт. 2:2), Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой прекратил все свои дела[4], причём понимание «дня» в этом случае бывает как буквальным, так и условным: «тысяча лет как один день» и т. п. (Пс. 89:5; 2Пет. 3:8). В иудаизме суббота — это последний, седьмой, день недели, в который Тора и Танах предписывают воздерживаться от работы и от прихотей и проводить «священное собрание» (Исх. 20:10, 31:15; Лев. 23; Ис. 56, 58:13).

Согласно современной научной точке зрения, связь названия субботы с глаголом «прекращать» является вторичной теологической трактовкой. На современном этапе считается, что название субботы было заимствовано евреями во время вавилонского плена из аккад. sebūtu («седьмой день лунного месяца») и šapattu, šabattu («пятнадцатый день лунного месяца, полнолуние»), путём контаминации этих слов[5].

Еврейское название для субботы через латинское или греческое посредство вместе с христианством распространилось в Римской империи и по всей Европе. От ср.-др.-греч. σάμβατον и ср.-лат. sabbatum происходит русское и все славянские названия субботы: чешский, словацкий, польский, словенский языки — sobota (из латинского); белорусский, сербский, украинский — субота (из греческого, с закономерной утратой носового согласного).

Той же традиции следуют романские языки: итальянский — sabato, французский — samedi, испанский и португальский — sábado, румынский — sâmbătă. Аналогично происхождение слова в армянском — (շաբաթ — šapʰatʿ), грузинском (შაბათი — шабати), венгерском (szombat), башкирском (шәмбе), таджикском (шанбе), татарском (шимбә), казахском (сенбі), аварском (щамат) и чувашском (Шӑматкун — «день шӑмат») языках.

В Римской империи этот день был посвящён Сатурну, отсюда происходит название этого дня в некоторых европейских языках. В Европе ассоциация дней семидневной недели с семью классическими планетами, восходит, возможно, к эллинистическому периоду[6]. В Римской империи между I и III столетиями эта традиция укоренилась, постепенно заменив восьмидневную римскую неделю семидневной восточной. Ассоциация дней недели с соответствующим божеством является, таким образом, косвенной, дни названы по имени планет, которые были, в свою очередь, названы по имени божеств.