Тикрит


Тикри́т (араб. تكريت‎, сир. ܬܓܪܝܬ) — город на севере Ирака, на реке Тигр, в 140 км к северо-западу от Багдада. По состоянию на 2011, его население оценивалось в 100 000 жителей[1]. Город известен как место рождения Саддама Хусейна и Саладина. В последние годы город был местом боёв с боевиками Исламского государства, захвативших город в июне 2014 года, что привело к бегству 28 000 жителей[2]. Правительство Ирака восстановило контроль над городом 31 марта 2015 года[3].

Тикрит — город с более чем двадцативековой историей. Первые упоминания о нём относятся к 615 до н. э., когда он был убежищем вавилонского царя Набопаласара во время его атаки на Ашшур[4].

До VI века христианство в Сасанидской империи было в основном представлено диофизитством, однако в результате миссионерской работы миафизитов Тикрит стал крупным центром миафизитства и резиденцией их первого епископа, Ахудеммеха, в 559 году[5]. Вскоре город стал центром мафрианата[6].

Город был домом для арабского христианского племени Ийяд. Арабы города тайно помогали мусульманам, когда они осадили город. Мусульмане вступили в Тикрит в 640 году, с тех пор он рассматривался ими как часть провинции Джезире.

С 1010 года в Тикрите правили эмиры из Бану-Маан, боковой ветви династии Укайлидов, а затем (после 1057 года) город был захвачен турками-сельджуками[7].

Город, однако, оставался преимущественно центром ассирийского христианства в начале эпохи исламского правления и получил известность как важный центр развития сирийской и христианской арабской литературы. Начиная с IX века христиане начали переселяться на север. Многие поселились в Мосуле и его окрестностях, особенно в Бахдиде, а также Тур-Абдине, в основном это было связано с дискриминационными мерами некоторых мусульманских правителей[8]. Христианская община понесла тяжёлую утрату, когда губернатор приказал уничтожить главный собор города, известный в народе как «Зелёная Церковь» в 1089 году, а мафриану пришлось переехать в Мосул вместе со многими христианами. Другой губернатор разрешил реконструкцию собора, однако нестабильность привела к окончательному отъезду вернувшегося мафриана в Мосул в 1156 году[8].