Фалеристика


Фалери́стика — наука[⇨], с середины 1970-х годов окончательно выделившаяся из нумизматики, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории орденов, медалей (см. Медальерика), значков (в том числе сувенирных), настольных медалей и плакеток, жетонов, фрачных миниатюр, наградных документов, а также любых нагрудных знаков (в том числе почётных, юбилейных, ведомственных, об окончании учебных заведений[1], корпоративных и т. д.), их систем и их атрибуцией, а также вид коллекционирования вышеперечисленных предметов[2] [⇨].

Название произошло от лат. falerae, phalerae (фале́ра, мн. ч.; — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия) из греч. φάλαρα (фа́лара — металлические бляхи, побрякушки) — награды римских легионеров. Термин «фалеристика» впервые был употреблён в 1937 году чехословацким коллекционером наград О. Пильцем, а в русский язык термин ввёл историк из Баку, коллекционер и исследователь, специалист по наградам Р. В. Шейн в статье «Фалеристика — сестра нумизматики», опубликованной в журнале «Декоративное искусство СССР», 1965, № 8[3].

Среди российских исследователей фалеристики: И. Г. Спасский, В. Г. Бурков, В. А. Дуров, А. А. Кузнецов, И. В. Можейко (псевд. И. В. Всеволодов), Н. И. Чепурнов, Л. М. Гаврилова, С. П. Карпов и др.[2]

Атрибуция и систематизация наград и наградных знаков как памятников истории и культуры проводится по следующим признакам[2]:

В СССР фалеристика стала популярной с 1957 года после 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, к проведению которого был налажен массовый выпуск служебных, наградных и сувенирных знаков[2].

В России с развитием Интернета появились специализированные виртуальные музеи, такие как «Награды императорской России», «Ордена и медали СССР», «Музей торговли» и др., упростился процесс атрибуции. Существует индустрия выпуска высококачественных копий и подделок[2].