Фаянс


Фая́нс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается Опак.

Близкие к фаянсу изделия изготовлялись в Древнем Египте, Китае IV—V вв., позднее — в Иране, Корее, Японии в XI—XIII вв.

Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями по кремовой глазури. В Европе фаянс начали выпускать в середине XVI века во Франции, это были изделия с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. В XVIII—XX вв. высокого качества фаянсовые изделия производили керамисты Англии, Германии, России. Определились характерные черты художественного фаянса: мягкость линий, обобщенность форм, многообразие способов украшения — росписью, рельефом, цветными глазурями.

В Российской империи предшественницей фаянса была майолика. В 1724 году в Москве была основана фабрика Гребенщикова, на которой был начат выпуск посуды из майолики.

В 1801 году в городе Перово немцем Карлом Отто был открыт завод фаянса. В настоящее время известен единственный сохранившийся предмет этой фабрики — холодильник в исключительной сохранности[1].

После Отечественной войны 1812 года были введены ограничительные, а впоследствии и запретительные тарифы на ввоз европейских предметов из фаянса. Это положительно сказалось на отечественном производстве. Иностранные изделия, преимущественно английские, сильно выросли в цене[1]. Большая часть мелких фаянсовых производств открылась в районе Гжели. Необходимость конкурировать с европейскими фабриками, в частности, с Веджвудом, заставила российских производителей не только повышать технологические показатели (тонкость черепка, декоративность изделий, цвет и прочность), но и держать адекватные цены[1].