Фотий I (патриарх Константинопольский)


Патриа́рх Фо́тий I (др.-греч. Πατριάρχης Φώτιος около 820896) — византийский богослов, патриарх Константинопольский (858867 и 877886 годы), выдающийся интеллектуал IX века[3]. Третий после Григория Богослова и Иоанна Златоуста из Отцов Церкви, занимавших константинопольскую кафедру. Святой Восточной православной церкви.

Обвинял римских пап во властолюбии; впервые обвинил их в ереси за добавление к Символу веры слов «и от Сына» (filioque), хотя в ту эпоху этот прилог, сделанный в Испании, не был принят в Риме; но филиокве распространялся в Болгарии через франкийских священников-миссионеров, благословляемых и посылаемых из Рима. Анафематствован в 863 году папой римским Николаем I.

Рождение Фотия относят к первым десятилетиям IX века (называются различные даты). Семья его армянского происхождения, придерживавшаяся халкидонского богословия, отличалась знатностью, благочестием и образованностью: отец, спафарий[en] Сергий, приходился племянником восстановителю иконопочитания на VII Вселенском соборе Константинопольскому патриарху Тарасию, а родной брат матери, армянки Ирины — Иоанн VII Грамматик был мужем Марии, сестры Августы Феодоры[4]. Во время гонений против иконопочитателей при императоре Феофиле отец Фотия был осуждён и вместе с семьёй отправлен в ссылку (около 832 года), где и скончался, снискав славу исповедника (в Константинопольском синаксаре память 13 мая; вопрос о его тождестве с историком Сергием Исповедником остаётся открытым).

После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры (842) Фотий начал преподавательскую деятельность в Константинополе (среди его учеников — просветитель славян святой Константин-Кирилл, известный богослов и писатель Арефа Кесарийский). Вскоре Фотий и его братья были удостоены высоких придворных чинов: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита — начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 году Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставшее знаменитым как «Мириобиблион», или «Библиотека» — более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг.