Чернышёв, Сергей Егорович


Серге́й Его́рович (Гео́ргиевич) Чернышёв (4 [16] октября 1881, Александровка, Коломенский уезд — 26 апреля 1963[1], Москва[1]) — русский и советский архитектор, градостроитель и преподаватель, главный архитектор Москвы в 1934—1941 годах[2], автор Генерального плана реконструкции Москвы (1935)[3]. 1-й секретарь Союза архитекторов СССР (1950—1955). Лауреат Сталинской премии первой степени (1949, за проект Главного здания МГУ).

Родился в 1881 году в деревне Александровке Коломенского уезда в семье крестьянина. Его отец был живописцем-самоучкой, занимавшимся иконописью. У Чернышёва рано проявился художественный талант и в 1893 году крестьянский сход постановил направить его на учёбу. В том же году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала обучался в живописном классе у В. А. Серова, И. И. Левитана, К. А. Коровина и А. М. Васнецова, затем увлёкся зодчеством и был переведён в архитектурный класс. Окончил училище в 1901 году с серебряной медалью[4].

В том же году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где учился в мастерской Л. Н. Бенуа. Окончил училище в 1907 году со званием художника-архитектора. За выполнение дипломного проекта «Здание международного третейского суда в Гааге» был послан в пенсионерскую поездку за границу; около года изучал памятники архитектуры в Италии и Греции. После возвращения в Россию начал работать в мастерской архитектора Н. Г. Лазарева, принял участие в проектировании 10-ти доходных домов, особняков и общественных зданий. В 1909 году вступил в Московское архитектурное общество[5][3].

Через некоторое время начал самостоятельную архитектурную практику. Известность ему принесла победа в 1915 году в конкурсе на здание для Литературно-художественного кружка в Москве. В 1916 году по его проекту были перестроены особняк Абрикосовых на Остоженке и подмосковная усадьба графа Разумовского Горенки. В Горенках Чернышёв заново создал во дворце «Золотой зал», украсил его росписью и отделал искусственным мрамором. Он же украсил садово-парковый фасад дворца 14-колонной лоджией и симметричной полукруглой колоннадой, которая соединяла с главным зданием угловые павильоны[4][3].