Экклесия


Экклеси́я (от др.-греч. ἐκκλησία) в Древней Грециинародное собрание, высший орган государственной власти. В Афинах в V веке до н. э. «экклесией» называли верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть. Принимать участие в деятельности экклесии мог любой афинский гражданин мужского пола, достигший 20-летнего возраста. Также «экклесией» называли другие верховные органы в демократических полисах. В олигархических полисах права экклесии были ограничены другими государственными органами типа советов и коллегий. В ряде государств народные собрания имели специальные названия: «апелла» — в Спарте, «агора» — в Дельфах и городах Фессалии, «алия» — в Аргосе, Эпидавре, Геле, Акраганте.

В первом народном собрании в году председатели предлагали вопрос, все ли законы должны быть оставлены без изменения или же необходимы перемены. Для большей наглядности тесмотеты должны были собрать противоречащие законы и устарелые, но ещё не уничтоженные форменно постановления и представить их народу. Кроме того, всякому было предоставлено делать от себя предложения. Вновь предложенные законы (всякий отменяемый закон должен был заменяться новым) выставлялись публично для всеобщего сведения. Народ избирал защитников старых законов (συνήγοροι σύνδικοι), а в третье народное собрание — номофетов (νομοθέται) из числа гелиастов текущего года, перед которыми происходил формальный процесс старого и нового закона. Первый защищали синегоры, второй — тот, кто его предложил. Решение принадлежало номофетам под председательством тесмотетов, но решение это, если оно было в пользу нового закона, так же как и псефизма, могло подлежать γραφη παρανόμων, и утверждение его, равно как и отклонение, зависело от приговора судей. Всё производство дела называлось ἐπιχειροτονία νόμων. В позднейшие времена народ часто обходил эту строгую форму и заменял законы своими постановлениями.

Поскольку избрание происходило посредством χειροτονία, а не по жребию, сообразно демократическим учреждениям Клисфена, выборы сохранились для тех лиц, должности которых требовали особых способностей и гарантии относительно состояния при военных и финансовых должностях и некоторых других. Выборные собрания, время которых не может быть точно определено, называются ἀρχαιρεσίαι. Председательство в них имели 9 архонтов. Кандидаты назывались σπουδάρχαι, домогаться должности — ἀρχαιρεσιάζειν, σπουδαρχια̃ν. Должностные лица могли быть смещены, а поэтому в первом собрании всякой притании архонты ставили вопрос, должны ли быть служащие оставлены в своих должностях или же сменены (ἐπιχειροτονία τω̃ν ἀρχόντων или ἀρχω̃ν).