Ёлка и свадьба


«Ёлка и сва́дьба» — рассказ русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1848 году в девятом номере журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского.

На основании общего образа неизвестного повествователя в данном рассказе и ряде других произведений Достоевского исследователи творчества писателя предполагают, что у Фёдора Михайловича всегда возникал замысел цикла подобных произведений. «Рассказы бывалого человека» должны были включать в себя три рассказа: «Отставной», «Домовой» и «Честный вор». В них рассказчик предстает перед читателями хроникёром, пересказывающим чужую историю. В рассказе «Ёлка и свадьба» тот же неизвестный рассказчик уже выступает очевидцем. Сходство рассказчика в этих произведениях с фланёром в фельетоне «Петербургской летописи» позволяет исследователям предположить, что цикл был задуман во второй половине 1847 года или в начале 1848 года[1].

31 августа 1848 года было получено окончательное разрешение Петербургского цензурного комитета на печать рассказа. Впервые рассказ был опубликован в 1848 году в девятом номере журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского[2][3].

Главным героем рассказа стал «добродетельный злодей» и «покровитель» слабых Юлиан Мастакович. Впервые данный персонаж возник на страницах «Петербургской летописи» 27 апреля 1847 года, однако его отдельные черты проявились уже в образе Быкова из романа «Бедные люди» 1846 года. В повести «Слабое сердце» к образу Юлиана Мастаковича добавились новые черты[2]. Позже элементы характера данного персонажа можно обнаружить в Петре Александровиче из повести «Неточка Незванова», Лужине из романа «Преступление и наказание», Тоцком из романа «Идиот»[2][3].

Другой герой рассказа — мальчик, сын гувернантки. При создании этого образа Достоевский затронул тему «рано задумывающихся детей». Характер сына гувернантки позднее нашёл отражение в образе «члена случайного семейства» в «Дневнике писателя». Для данного персонажа характерны ощущение своего униженного положения, непосредственность ребёнка и желание немножко «поподличать»[2][3]. Всё это позже нашло своё отражение при раскрытии образа Неточки в повести «Неточка Незванова», Нелли в романе «Униженные и оскорблённые», Аркадия Долгорукова в романе «Подросток» и Илюши Снегирёва в романе «Братья Карамазовы»[4].