Ёсимото, Такааки


Такааки Ёсимото (яп. 吉本 隆明 Ёсимото Такааки, 25 ноября 1924 года — 16 марта 2012 года) — японский литературный критик, поэт, публицист и философ-марксист. Отец писательницы Банана Ёсимото и мангаки Ёико Харуно.

Такааки Ёсимото родился 25 ноября 1924 года в Токио (квартал Цукисима района Тюо). Его семья переехала из Кумамото, где отец занимался арендой лодок. В подростковые годы Такааки увлекался литературой (в частности, работами Кэндзи Миядзавы и Котаро Такамуры), начал писать стихи. После войны Ёсимото увлекся идеями марксизма.

В 1947 году Такааки закончил Токийский технологический институт со степенью по электрохимии. В 1950 году Ёсимото проводит студенческое исследование в области промышленности, а с 1952 года работает в Токийской промышленной компании (англ. Tokyo Ink Manufacturing Company Ltd.).

В то же время Ёсимото продолжает заниматься литературой. Он выигрывает премию начинающих поэтов Apechi, пишет критические статьи о творчестве Котаро Такамуры, публикует свои первые работы (Dialogue with Particularity и Десять уроков для изменения должности).

В 1949 году, в возрасте 25 лет, он опубликовал «Различные заметки о методе Ламбука или Карла Маркса» в журнале «Поэзия и культура». В ней он писал: «Предположение Маркса о том, что сознание есть не что иное, как сознательное существование, включает в себя обратное предположение, что существование не может быть сознательным существованием без сознания» и «Существенный смысл такого искусства вступает в противоречие с основным принципом так называемого материалистического исторического взгляда Маркса. В анализе смысла этого столкновения я хочу раскрыть форму общей инверсии всей поэтической и непоэтической мысли».

В феврале 1954 года он был награждён премией «Новичок Араки» и, как член клуба, присоединился к «Собранию поэзии Араки», возглавляемому Нобуо Аюкавой и другими. В июне того же года он опубликовал статью «Этика бунтарства — пробный очерк о книге Макиавелли» (переименованную в «Пробный очерк о книге Макиавелли») в первом выпуске «Современного обозрения», а второй выпуск вышел в декабре. Именно здесь он впервые использует то, что впоследствии станет известным как термин «абсолютность отношений».