АИР


Названы в честь председателя Центрального совета (ЦС) Осоавиахима Алексея Ивановича Рыкова. За период с 1927 года по 1940 год было создано 20 типов самолётов — от АИР-1 (АИР[1], авиамотоциклетка) до АИР-19.

Каркас фюзеляжа — четыре сосновых лонжерона, стойки, распорки и расчалки. Передняя часть фюзеляжа и гаргрот хвостовой части зашита фанерой, а хвостовая часть обтянута полотном и покрыта аэролаком. Подмоторная рама была изготовлена из ясеневых брусков и обшита фанерой[2].

Кабины открытые. Передняя кабина предназначалась для пассажира. Переднее сидение опиралось на распорки и было установлено на специальной пирамиде. Заднее сиденье подвешивалось к верхним лонжеронам фюзеляжа и расчаливалось стальными проволоками[2].

Крылья деревянные. Силовой набор крыльев — два коробчатых лонжерона, распорки и нервюры. Передняя кромка крыла до лонжерона была обшита фанерой, остальная часть полотном, на задней кромке была закреплена сосновая рейка. Механизация крыла — элероны, шарнирно подвешенные на рояльных петлях к обоим крыльям и соединенные между собой и с качалкой жёсткой тягой. Стойки биплановой коробки деревянные, а расчалки стальные.[2]

Хвостовое оперение деревянное было соединено с фюзеляжем расчалками из стальной проволоки. Стабилизатор мог изменять угол установки на земле. Рули высоты и направления не имели аэродинамической компенсации. Носовая часть рулей представляла собой жесткую фанерную коробку.[2]

Шасси неубирающееся, стойки были изготовлены из стальных труб. Деревянные обтекатели были приклеены к нижним лонжеронам фюзеляжа и соединены между собой колесной осью. В качестве амортизации использовались резиновые шнуры. В хвостовой части фюзеляжа, на стальной трубе был закреплен ориентирующийся хвостовой костыль, изготовленный из ясеня. Зимой колеса заменяли на лыжи.[2]