РД-9


РД-9 (АМ-9) — советский турбореактивный двигатель, разработанный в 1952—1955 годах в ОКБ-300 (так же — ОКБ-24, опытный авиамоторостроительный завод № 300, ныне — АМНТК «Союз») под руководством А. А. Микулина и С. А. Гаврилова. Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. Известен в первую очередь благодаря первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19 и всепогодному перехватчику Як-25[2]. После отстранения А. А. Микулина от руководства ОКБ-300 в 1956 году и назначения на его место С. К. Туманского двигатель АМ-9 был переименован в РД-9. Производился по лицензии в Китае под названием WP-6[3] и в Чехословакии под названием M-09.

В двигателе использована схема ротора с тремя опорами, с фиксацией валов компрессора и турбины в осевом направлении. Компрессор с дисковой силовой схемой. Сопло регулируемое, трёхпозиционное. Максимальная скорость вращения — 11150 об./мин, двигатель отличался очень хорошей приёмистостью для тех лет.