АНТ-36


АНТ-36 (ДБ-1) — дальний бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в середине 1930-х годов конструкторской бригадой Павла Сухого на основе самолета АНТ-25 РД.

В начале 1930-е годов во Франции и Великобритании разрабатывался бомбардировщик дальнего действия, который предполагалось использовать для ударов по целям в глубоком тылу противника. Эти бомбардировщики должны были иметь меньшую массу и бомбовую нагрузку и в несколько раз больший радиус действия. Ряд таких самолётов были доведены до уровня поступления на вооружение (Виккерс «Уэллсли»).

В СССР было построено два подобных самолёта: АНТ-36 (ДБ-1) и АНТ-37 (ДБ-2). Но они не были приняты на вооружение из-за низкой скорости и слабого вооружения. Вместо них на вооружение были приняты средние бомбардировщики ДБ-3.

При создании АНТ-25 предусматривалось создание на его базе дальнего бомбардировщика и разведчика. При бомбовой нагрузке 1000 кг его радиус действия должен был составлять 2000 км при крейсерской скорости 200 км/ч. Из этих характеристик приоритетным считалось требование дальности полёта, а вторым по важности — бомбовая нагрузка.

В августе 1933 года были подготовлены проект и макет дальнего бомбардировщика, которому было присвоено внутреннее обозначение АНТ-36 (официальное — ДБ-1). Проект был сразу принят заказчиком. На заводе № 18 началось строительство самолёта. Первая серия должна была составить 24 машины, а общее их число — 50 машин.

Военный вариант сохранил от прототипа конструкцию планера, силовой установки и компоновку кабины. В бомбоотсеке должны были размещаться 10 бомб весом по 100 кг. В кабинах второго лётчика и штурмана размещались пулемёты. Бомбардировщик должен был оснащаться аэрофотоаппаратом. В 1934 году самолёт пошёл в серию. Самолёт имел гладкую обшивку и полный комплект бомбардировочного и пулемётного вооружения.