Третья фитна


Тре́тья фи́тна, также известная как Аббаси́дская револю́ция или Восста́ние Абу́ Мусли́ма — многосторонняя гражданская война в Арабском халифате (747—750 гг.) начатая хорасанским проповедником Абу Муслимом при поддержке Аббасидов. По её итогам единый Халифат распался, власть в западной его половине отошла Омейадам, а в восточной — Аббасидам.

Экономическая мощь Халифата основывалась, прежде всего, на территориальной экспансии, достигшей своего пика при аль-Валиде I. Прекращение экспансии в сочетании с непродуманной экономической и религиозной политикой наследников ал-Валида I — Сулеймана I и Умара II — привели к нарастанию кризиса, волнениям и мятежам.

Наместники — в особенности наместники удалённых провинций — оказались на достаточном удалении от Дамаска, чтобы начать проводить самостоятельную политику, которая так же оказывалась недостаточно продумана и неэффективна. Последовавшая реакция и репрессии в сочетании с постоянной ротацией наместников оказали противоположный эффект: напряжение в провинциях нарастало. Уже при Язиде II в провинциях Халифата стали обыденными восстания, ко времени Хишама I начавшие сливаться в цельные фронта антиомейадского сопротивления. Начиная с ал-Валида II халифы фактически не контролировали ситуацию в стране — восстания происходили в самой Сирии, вотчине Умайадов, а наиболее отдалённые провинции жили самостоятельной жизнью. Восхождение на вершину власти «полукровок», детей невольниц, вроде Язида II и Ибрахима I, лишь обостряло ненависть «чистокровных» арабов. То обстоятельство, что с 743 по 745 г. в Халифате успело смениться три правителя, а с минбара говорил уже четвёртый, ещё более подстегнуло ситуацию: в Халифате началась многосторонняя гражданская война.

Строго говоря, Третья фитна — последний этап более продолжительной гражданской войны. Формально её началом считается открытое антиправительственное выступление сторонников Аббасидов под руководством Абу Муслима 747 г. н. э. в Мервском оазисе.

Потомки ал-Аббаса ибн Абд ал-Мутталиба занимали видные посты в Халифате с первых дней его существования. Старший сын ал-Аббаса, Абу ал-Аббас Абдуллах ибн Аббас ал-Курайши, стал одним из первых теоретиков исламского права, вынося фетвы на основе Корана, сунны и суждений авторитетных сподвижников Пророка[2]. Именно ему приписывается идея сбора хадисов. Образованность ибн Аббаса отмечали даже византийцы — так, наместник Северной Африки Георгий назвал его учёнейшим из арабов[2]. После экономической реформы Усмана ибн Аффана Аббасиды быстро стали одними из богатейших родов Халифата.