Або (корвет, 1809)


Корвет был заложен в ноябре 1808 года в Николаеве и после спуска на воду в мае 1809 года вошёл в состав Черноморского флота.

Принимал участие в русско-турецкой войне. С 10 мая по 2 июня 1810 года в составе отряда выходил из Севастополя в крейсерство между Анапой и Суджук-кале. 6 октября в составе эскадры контр-адмирала А. А. Сарычева вышел из Севастополя, а 9 октября эскадра прибыла к Трапезунду. 11 октября вместе с кораблями эскадры принимал участие в бомбардировке турецких укреплений. 17 октября под прикрытием корабельной артиллерии с судов эскадры был высажен десант, но ввиду численного превосходства турецких войск десант пришлось снять с берега и эскадра ушла в море. К 30 октября корабли вернулись в Севастополь. C 1811 по 1813 год выходил в крейсерство к берегам Крыма[1].

В составе эскадр находился в практических плаваниях в Чёрном море в 1814 и 1815 годах. C 1816 по 1826 год исполнял роль военной брандвахты Одесского и Феодосийского портов[2].

По распоряжению феодосийского градоначальника 18 августа 1820 года корвет готовился отправиться в Севастополь[3]. Принял на борт прибывших в из Керчи семейство Н. Н. Раевского и А. С. Пушкина и к 19 августа доставил их к месту отдыха в Гурзуф[2].

Командиром корвета в 1820 году был капитан-лейтенант Иван Прокофьевич Дмитриев, именно ему предстояло сопровождать А. С. Пушкина в пути. Впечатления от морского плавания на «Або» нашли отражение в известном стихотворении «Погасло дневное светило…», написанном, по словам самого поэта, «ночью на корабле»[3]: