Авалокитешвара


Ава́локитешва́ра (санскр. अवलोकितेश्वर IAST: Avalokiteśvara, «Владыка, милостиво взирающий на существа») — бодхисаттва буддизма махаяны, «будда сострадания»[2], эманация будды Амитабхи. Одна из самых популярных фигур буддийского пантеона махаяны[3][4].

Культ Авалокитешвары начал зарождаться в I веке на севере Индии во времена Кушанской династии[5]. По одной из диффузионных теорий, бодхисаттвы и дэвы махаяны заимствовались и адаптировались из других религиозных движений, а по другим представлениям, они возникли как обожествление, олицетворение буддийских принципов, так, например, Авалокитешвара стал олицетворением сострадания (санскр. - каруна) Будды Шакьямуни[3].

Из Индии культ Авалокитешвары распространился по странам Азии. Бодхисаттва обретал популярность у верующих под разными именами, в мужском или женском облике, в мирном или гневном образе[6]. Так, в Индии он известен как «Авалокитешвара» (это его «первоначальное» санскритское имя), в Китае как Гуаньинь, в Японии как Каннон, в Тибете как Ченрезиг, в Монголии и России как Арья-Боло или Хоншим[7].

В буддийском искусстве, в буддийских текстах встречается бесчисленное множество форм, в которых изображается или описывается Авалокитешвара[8]. Наиболее распространённая форма изображения Авалокитешвары — с четырьмя, шестью или тысячей рук, с одним или одиннадцатью ликами, с лотосом в руке[5].

Среди верующих распространено представление о том, что Авалокитешвара может воплощаться как в различных божеств, в том числе небуддийских религий, так и в людей. Например, в тибетском буддизме воплощением Ченрезига считаются далай-ламы[5].

Другие его санскритские эпитеты — Падмапа́ни (санскр. पद्मपाणि, IAST: padmapāṇi, «держащий лотос») и женская ипостась — Манипадма (санскр. मणिपद्मा, IAST: maṇipadmā, «держащая драгоценность (жемчужину) и лотос»). Именем Авалокитешвары является Махакаруника («Великий Сострадающий», (санскр. «каруна» — «сострадание»)[9].