Авария контейнеровоза «Ever Given»


Авария контейнеровоза «Ever Given» («Эвер Гивен»), ставшая причиной блокировки Суэцкого канала, произошла 23 марта 2021 года. Это вызвало многодневный коллапс мировых грузоперевозок, обходившийся мировой торговле в 400 млн долл. в час (по данным Lloyd’s List)[2].

Утром 23 марта 2021 года контейнеровоз Ever Given, на борту которого находились 18 тысяч контейнеров (это один из самых больших контейнеровозов в мире), следовал через Суэцкий канал на пути из Малайзии в Голландию. В 07:40 по местному времени контейнеровоз развернулся поперёк канала и сел на мель, застряв носом и кормой в берегах. В результате аварии движение по каналу было прекращено[3].

В качестве возможных причин аварии назывались сильный ветер, погодные условия, а также технические сбои или человеческий фактор[4].

К 26 марта в очереди на прохождение через канал собралось более 150 других судов[5], к 27 марта — 276 судов[6], к 28 марта — 321 судно[7], к 29 марта — свыше 450 различных судов.

Первоначальные попытки вытащить судно с помощью буксиров не увенчались успехом[8]. Поэтому были начаты работы по углублению дна с помощью двух земснарядов: по расчётам, необходимо было удалить 15―20 тысяч кубометров песка из-под носовой части судна, что позволило бы достичь глубины, равной осадке судна (12―16 метров). После этого, по сообщению администрации Суэцкого канала, стало бы возможным снять судно с мели.

К 28 марта с судна удалили 9000 тонн водяного балласта, в работах по освобождению судна участвовало 14 буксиров. В работах также были задействованы 4 экскаватора, они углубляли берег канала в районе носовой части контейнеровоза. Кроме того, 9 буксиров пытались вытянуть судно с мели; 27 марта их совместными усилиями удалось сдвинуть с места носовую часть корабля[9]. В воскресенье 28 марта продолжились работы по углублению дна, в надежде снова попытаться сдвинуть контейнеровоз во время следующего прилива. Обсуждалась и возможность частичной разгрузки судна (мера, к которой спасатели намеревались прибегнуть лишь в крайнем случае, поскольку для неё требовалось применение подъёмных кранов и прочего дополнительного оборудования, которое нужно было доставить к месту работ)[10].