Аверс


А́верс[1] (фр. avers[2], от лат. adversus — «обращённый лицом») — лицевая, главная сторона монет и медалей, противоположная реверсу. Термин происходит из Античности. Изначально он обозначал сторону монеты, отчеканенную с использованием нижнего штемпеля (лат. adversus — «обращённый лицом»). Учитывая особенности монетного дела, на нём помещали «более важные» изображения, в то время как на верхнем штемпеле — «менее важные». С развитием технологии выпуска монет разделение на стороны, отчеканенные верхним и нижним штемпелями, ушло в прошлое. Термин «аверс» стал обозначать основную или главную стороны монеты.

Выделение аверса необходимо при описании монеты. В то же время в специальной нумизматической литературе нет единого мнения относительно того, какую сторону конкретной монеты считать лицевой, а какую обратной. Основным критерием по данному вопросу является указание банка-эмитента. В случае его отсутствия общепринятым является определение по ряду признаков. Проблем не возникает на монетах, несущих изображение монарха, которое определяет главную сторону. Сторона с аллегорическим изображением, например «Свободы», либо портретом президента в республиканских странах, также является главной. В ряде случаев определить, какая из сторон является главной, а какая второстепенной, не представляется возможным[3].

Понятия «орёл» и «решка» для обозначения стороны монеты являются специфическими для России. Термин «орёл» обозначает сторону, несущую государственный герб. Для современных монет термины «орёл» и «аверс» тождественны. В дореволюционной России аверсом являлась сторона с изображением императора, а государственный герб, двуглавый орёл, располагался на реверсе. У ряда монет отсутствует герб, что делает определение «орла» и «решки» невозможным.

Появление термина «аверс» тесно связано с технологией чеканки монет в античности. Для того, чтобы слиток металла стал монетой, на его поверхность необходимо нанести изображение, которое бы удостоверяло полновесность. Клеймо следовало ставить таким образом, чтобы не допустить умышленного похищения доли металла без появления явной деформации нанесённого изображения[4].

Изначально отлитый в специальных формах кусочек металла помещали на нижний штемпель. Его закрепляли на небольшой наковальне, в связи с чем он оставался неподвижным. Верхний штемпель представлял собой стержень с вырезанным на конце негативным изображением монеты. Процесс чеканки предполагал работу нескольких людей. Один помещал щипцами раскалённый кружок металла на нижний штемпель, а второй помещал на него верхний и ударял молотком[5]. Формирование нижнего штемпеля прошло ряд этапов. Первоначально изображение вырезали непосредственно на самой наковальне. Впоследствии он стал представлять съёмный металлический круг, помещаемый в наковальню[6].