Авианосец


Авиано́сец — класс боевых кораблей, предназначенный для базирования на борту и боевого применения авиационных групп в морских акваториях, в том числе удалённых от места базирования авианосца. Иными словами авианосец представляет собой мобильную авиабазу, действующую в открытом море. Основной ударной силой авианосца является базируемая на борту авиагруппа, которая может иметь в своём составе как боевые самолёты (в том числе самолёты-носители ядерного оружия) так и различные вспомогательные самолёты и вертолёты (в частности спасательные). Авианосцы имеются лишь у 8 стран мира.

До 1930 года для кораблей, приспособленных к несению самолётов (авианосцев, авиатранспортов и гидрокрейсеров) использовалось общее, ныне устаревшее, название «авиаматка»[1].

Авианосцы оснащаются полётной палубой и иными средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов или вертолётов (в частности ангарной палубой, техническими средствами обслуживания и заправки и вооружения базируемых летательных машин), средствами управления и обеспечения полётов.

Взлёт самолётов с полётной палубы авианосца может производиться как с использованием стартовых ускорителей и стартовых катапульт так и без их использования (например посредством взлётного трамплина).

Стартовые ускорители или катапульты могут располагаться как в носовой части полётной палубы и в передней части так называемой угловой палубе (как это имеет место на авианосцах ВМС США), так и только на угловой палубе (как это задумано на российских авианосцах проектов «Шторм» и «Ламантин»). Угловая палуба на современных авианосцах расположена под углом к осевой линии корпуса с целью обеспечения возможности одновременных взлётов и посадок самолётов. Вместо носовых катапульт в носовой части авианосца может быть оборудован взлётный трамплин в виде подъёма части полётной палубы в носовой части авианосца. (Носовым взлётным трамплином оборудован авианосец ВМФ России «Адмирал Кузнецов»).

При взлёте и посадке самолётов любой авианосец идёт на максимальной скорости против ветра. Полёты самолётов с авианосца в зависимости от размеров корабля и конструктивных особенностей корабля возможны при волнении моря не более 3-7 баллов. Уменьшение пробега самолётов при посадке достигается применением аэрофинишёров, за который садящийся на палубу самолёт зацепляется своим тормозным гаком. В качестве оборонительного вооружения авианосцы имеют: зенитную артиллерию средних и малых калибров, зенитное управляемое ракетное вооружение (ЗУРО) класса «корабль-воздух».