Авлос


А́вло́с[1] (греч. αὐλός, лат. tibia, редко aulos[2]) — древнегреческий духовой музыкальный инструмент, предположительно[2] с двумя видами тростей: одинарной или двойной. Сам авлос бывает одинарным и двойным[2]. Конструктивно напоминает современный гобой[3].

Корпус — деревянная или костяная трубка с 3—5 высверленными в ней отверстиями. В трубку вставлялся цилиндр со скошенным основанием (ὅλμος букв. «ступка»)[4], в который в свою очередь вставлялась двойная трость (γλῶσσα, букв. «язычок»). Технологию изготовления тростей для авлоса подробно описывает Теофраст[5]. Поскольку игра на авлосе требовала изрядного напряжения лицевых мышц, некоторые авлеты использовали кожаные ремешки (φορβειά), которые, охватывая шею, натягивались на щёки. Эти ремешки хорошо видны на сохранившихся древних изображениях авлетов (см. илл. ниже).

Авлос, возможно, был заимствован греками из Малой Азии (сами греки считали, что этот инструмент пришёл из Фригии)[6]. В Древнем Риме авлос именовался словом «тибия» (лат. tibia). Наряду с одинарным широкое распространение имели двойные авлосы: с трубками одинаковой или разной длины.

Согласно мифу, (двойной) авлос из костей оленя изготовила Афина и решила на пиру богов сыграть на нём. Она не могла понять, почему Гера и Афродита давились от смеха, глядя на неё. Бродя с авлосом возле ручья, Афина увидела в нём своё отражение. Тут ей стало понятно, как глупо она выглядела с напряжённым лицом и безобразно раздутыми щеками. Богиня в гневе отбросила авлос и наложила проклятье на каждого, кто осмелится его поднять. Фригийский пастух Марсий подобрал авлос и не успел поднести его к губам, как инструмент сам собой заиграл прекрасные мелодии, которые прежде «выдувала» Афина. Уверовав в свой талант, Марсий осмелился вызвать на соревнование самого Аполлона-кифареда. Музы, приглашённые в качестве жюри, не смогли присудить победу ни одному из двоих участников, так как были очарованы звучанием обоих инструментов. Тогда в качестве дополнительного конкурсного условия Аполлон установил играть на инструменте и одновременно петь. Понятно, что на авлосе сделать это невозможно, так что Марсий потерпел сокрушительное фиаско и был жестоко наказан изысканным покровителем искусств: Аполлон содрал с пастуха кожу и прибил её к сосне.

Наряду с кифарой авлос — один из самых распространённых инструментов в античном мире. Игра на авлосе применялась в античной трагедии, в культе Диониса (у римлян — Вакха) и Кибелы, в жертвенных возлияниях (спондеях), во время траурных церемоний, в военной музыке (в Спарте), наконец, для развлечения различных слоёв населения (равным образом во время пира-симпосия аристократии и в бродячих ансамблях менестрелей-бедняков). Соревнования авлетов входили в программу общегреческих и местных игр.