Австрийская школа


Австрийская школа — направление экономической теории в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Получила своё название в связи с тем, что основатель школы и основные его последователи были гражданами Австро-Венгерской Империи.

Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делают математическое моделирование в экономике невозможным. В этой ситуации в сфере экономической политики главными становятся принципы свободной экономики (laissez-faire), экономический либерализм и либертарианство. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и невмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Среди теоретических достижений ранних лет австрийской школы — субъективная теория стоимости, маржинализм в теории цен и формулировка проблемы экономических расчётов[1].

Австрийская школа не входит в мейнстримную экономическую науку из-за неиспользования математики для проверки своих гипотез[2].

Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению экономической теории — логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Также «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей невозможна, поскольку экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

В какой-то степени связаны по своим взглядам, но не относятся полностью к учёным австрийской школы также известные экономисты Йозеф Шумпетер (1883−1950)[3][5][6] и Джон Бейтс Кларк (1847−1938)[7].