Австро-Венгерская полярная экспедиция


Австро-Венгерская полярная экспедиция — арктическая экспедиция по поиску Северо-Восточного прохода, совершённая в 1871—1874 годах под руководством Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта. В ходе экспедиции был открыт и частично исследован архипелаг Земля Франца-Иосифа. Участники экспедиции были спасены русской промысловой шхуной «Святой Николай» под командованием Ф. И. Воронина, доставившей их в норвежский Вардё[1].

В России со второй половины XIX века предполагалось наличие неисследованных земель между Новой Землёй и Шпицбергеном, однако из-за недостатка средств русская экспедиция не состоялась.

В конце 1860-х годов, в Австро-Венгрии, Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом был предложен план масштабной экспедиции для исследования области к северо-востоку от Новой Земли, которая в то время была неизученной. Сумев убедить нескольких богатых лиц среди австро-венгерской знати в важности исследования, они собрали необходимые средства.

Целью экспедиции было нахождение Северо-Восточного прохода между Тихим и Атлантическим океанами.[2] В планах было совершение путешествия из Норвегии в Америку за 2,5 года.[3]

«При благоприятных условиях льда надлежит пройти с запада до Берингова пролива и вернуться через него. Достижение возможно большей широты является вопросом второстепенным и рекомендуется при исключительно благоприятных условиях. Попытки проникнуть к северному полюсу разрешаются только в том случае, когда достижение Берингова пролива в течение двух зим и трёх летних сезонов окажется неисполненным. Исходной точкой экспедиции назначается северный берег Новой Земли. Следует, насколько возможно, избегать приближения к известным берегам Сибири».[4]

«Отдалённую цель, так сказать, идеал нашего путешествия, представлял северо-восточный проход. Ближайшее назначение „Тегетгофа“ — исследование Ледовитого океана и земель к северо-востоку от Новой Земли». Но на северо-восток «Тегетгофу» не удалось проникнуть и на сто миль от Новой Земли. Льды повлекли его далеко на северо-запад в противоположную сторону. В Берингов пролив пройти не удалось, но жалеть об этом экипажу «Тегетгофа» впоследствии не приходилось".[4]