Австро-венгерские бронепоезда


Австро-венгерские бронепоезда (нем. Panzerzugе) — бронепоезда австро-венгерских сухопутных войск в Первой мировой войне.

Австро-венгерской армии принадлежит приоритет в постройке и использовании бронепоездов в Первой мировой войне[1]. Строительство армией бронепоездов (бепо) было начато сразу же после объявления войны[2].

Первый австро-венгерский бронепоезд построил в сентябре 1914 года в Галиции 15-й железнодорожно-строительный дивизион капитана Шоебера. Конструктивно он - два двухосных вагона бронированных 8-12 миллиметрами конструкционной стали на каркасе из рельсов. Вооружены пулеметами. Подобный бронепоезд построил и 5-м железнодорожно-строительный дивизион капитана Коссовича. Оба бронепоезда действовали на линии МукачевоСтрый. Затем им присвоены индексы K.u.K. Panzerzug № X и K.u.K. Panzerzug № XI[2].

Действия этих самодельных бронепоездов успешны и в октябре 1914 года командование армии заказывает будапештскому паровозостроительному заводу MAVAG 8 бронепоездов: Panzerzug № I — Panzerzug № VIII. Как локомотив они использовали паровоз-танк серии 377 венгерской железнодорожной компании (MAV)[1]. В бронепоезда входили две-одна пехотная (для десанта и пулеметов) и одна-две пушечные бронеплощадки. На первых K.u.K. Panzerzug I и K.u.K. Panzerzug II пушечная бронеплощадка казематная, на остальных - башенная[2].

Бронепаровоз-танк: МАВАГ серии 377, длина 8100 мм, ширина 2900 мм, высота 4000 мм, осевая формула 0-3-0, мощность машины, работающей на насыщенном паре 300 л.с., тяга 3900 кг, масса угля 1 т, объем воды 4,8 м3, вес с броней и углем 36 тонн, броня толщиной 12 мм;

Пехотный броневагон: длина 7900 мм, ширина 2900 мм, высота 3750 мм, вес 18,5 т, толщина брони 12 мм, вооружение: 4 8-мм пулемёта Шаврцлозе;