Автозаводский район (Нижний Новгород)


Автозаво́дский район (сокращённо — Автозаво́д) — один из восьми внутригородских районов в составе Нижнего Новгорода. Располагается в Заречной части города, занимая южную её часть.

Население — 291 520[1] чел. (2023). Является самым большим по численности населения районом Нижнего Новгорода.

В марте 1929 года принято решение ВСНХ СССР о строительстве крупнейшего в Европе автомобильного завода. 2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент автогиганта, построенного за рекордный срок в 18 месяцев.

1 января 1932 г. автозавод вступил в строй, а 29 января 1932 г. с конвейера сошёл первый — грузовик ГАЗ-АА.[2] К тому времени на территории района проживало около 30 тысяч человек.

Вблизи заводских корпусов, на заболоченной окраине деревни Монастырки 2 февраля 1932 г. открыли школу для детей рабочих и крестьян, в массовом порядке приехавших со своими семьями на строительство автомобильного гиганта.[2]

Учитывая значительное территориальное удаление от остальных районов Нижнего, было принято решение о выделении территории автозавода с находящимися в его районе заселенными участками в четвёртый район Нижнего Новгорода. Район был образован из земель Канавинского района Нижнего Новгорода и Дзержинского района Нижегородского края. Первоначально район состоял из рабочего города автозавода с относящимися к нему поселками Американский, Восточный, Северный, Западный и селениями Карповка, Монастырка, Малышево. Занимаемая им площадь к началу 2-й пятилетки составляла 27.7 кв.км. В 1934 году территория увеличивается за счет включения в черту г. Горького селений Гнилицы, Стригино, Нагулино, а немного позднее — поселка Новое Доскино. В 1931 году были заселены первые пять жилых домов Соцгорода, началось строительство хлебозавода, фабрики-кухни, школы, прачечной, бани, клуба, столовой. Наряду со строительством жилья и объектов соцкультбыта проявляется забота о здоровье людей, организовывается квалифицированная медицинская помощь жителям района. Так, в 1933 году больница N 1 получает самостоятельное здание на проспекте Ильича и становится многопрофильной. В этом же году переезжает в новое здание центральная районная поликлиника.