Автомобильные дороги России федерального значения


Автомоби́льные доро́ги федера́льного значе́ния России — автомобильные дороги, соединяющие: столицу Российской Федерации — Москву со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами государства, республиканские и административные центры краев и областей; курорты, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими железнодорожными станциями, аэропортами, морскими и речными портами.

Обеспечивают также транспортные связи с зарубежными странами, объединяют все другие автомобильные дороги в единую сеть. Автомобильные дороги общего пользования федерального значения являются государственной собственностью и финансируются из бюджета Российской Федерации, за счёт иных предусмотренных российским законодательством источников, а также средств юридических и физических лиц, в том числе привлеченных в порядке и на условиях заключения концессионных соглашений.

Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к федеральной дорожной сети относятся автодороги:

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждён Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения»[1].

Протяжённость федеральной дорожной сети за исключением автодорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Автодор» (платные дороги), составляет 50 133,822 км. Согласно данным на начало 2017 года 86,1 % федеральной дорожной сети — это асфальтобетонные дороги, 7,6 % трасс имеют щебёночно-гравийное покрытие, 3,1 % — цементобетонное, 2,7 % — из чёрного щебня, 0,5 % — грунтовые. На трассах расположены 5938 мостов и путепроводов, 46 автодорожных тоннелей, 286 пешеходных переходов в разных уровнях.

Протяжённость автомобильных дорог
общего пользования федерального значения
по типу покрытия (на начало 2017 года) Асфальтобетонные (86,1 %) Щебёночно-гравийные (7,6 %) Цементобетонные (3,1 %) Чёрный щебень (2,7 %) Грунтовые (0,5 %)







Протяжённость автомобильных дорог
общего пользования федерального значения
по типу покрытия (на начало 2017 года) Асфальтобетонные (86,1 %) Щебёночно-гравийные (7,6 %) Цементобетонные (3,1 %) Чёрный щебень (2,7 %) Грунтовые (0,5 %)






Протяжённость федеральных дорог
(на начало 2017 года) I категория (16 %) II категория (41 %) III категория (32 %) IV категория (9 %) V категория (2 %)