Автопортреты Тараса Шевченко


Автопортреты Тараса Шевченко — собственные изображения, которые создавал Тарас Шевченко на протяжении своей жизни. Количество автопортретов Шевченко трудно поддаются учёту. Многие из них не дошли до нашего времени и известны лишь по переписке художника или воспоминаниям его современников. Многие разбросаны на полях рукописей литературных произведений поэта, писем, на листах рабочих альбомов и даже на рисунках других художников. Например, на копии, выполненной М. Репниной с рисунка, на котором изображён дом его родителей в Кирилловке (сейчас Шевченково), Тарас Григорьевич нарисовал себя во весь рост.

Самый ранний из известных на сегодняшний день автопортретов (холст, масло, 43×45, в овале, Национальный музей Тараса Шевченко) написан в начале 1840 года в Петербурге. Это одна из первых попыток Шевченко рисовать масляными красками. На картине представлен романтично возвышенный образ молодого художника-поэта. По манере исполнения — изящный рисунок, колорит которого построен на сине-зелёных тонах с вкраплениями красного цвета, а главное — романтический образ — явственно ощущается влияние Карла Брюллова. Картина не завершена.

Автопортрет (бумага, тушь, перо, 22,7×18,4, частное собрание, Москва), нарисован в Яготине 23 — 26 ноября 1843 года и подарен Варваре Репниной[1] вместе с рукописью поэмы «Тризна», изображает Шевченко за работой. Здесь отчётливо передано внимательное восприятие молодым художником окружающей жизни. Портрет выполнен свободным, уверенным штрихом, близким к манере рисования иглой на меди.

Автопортрет, нарисованный в конце августа 1845 года (бумага, карандаш, 17×13,3, Государственный музей Тараса Шевченко), словно развивает идею предыдущего, подарен Н. Тарновской. Он предельно прост, ясен по форме. Шевченко на нём полон энергии, внутренней силы и решительности.

К 1845 году относится и автопортрет со свечой, известный по офорту Шевченко 1860 года[2]. В альбоме 1845 года есть набросок карандашом к этому произведению (обратный лист 10).

По воспоминаниям А. Козачковского  (англ.) известно, что в 1845 году Шевченко почти завершил работу над ещё одним автопортретом, в котором изобразил образ «народного поэта, метко схваченный в минуту его поэтического вдохновения». Этот рисунок не сохранился.