Автомобильная промышленность КНР


Автомобильная промышленность Китая (КНР) имеет немногим более чем полувековую историю. С начала 1990-х годов она развивается очень высокими темпами. Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. К концу ноября 2006 года Китай имел в общей сложности 6322 автомобильных предприятия[1]. Основными китайскими компаниями являются государственные FAW, SAIC и Dongfeng.

С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире, он ежегодно выпускает автомобилей больше, чем следующие два автопроизводителя (США и Япония) вместе взятые, или больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые. В 2013 и 2014 годах впервые в мировой истории автопроизводства для какой-либо страны Китай произвёл более 20 млн автомобилей — соответственно 22,1 млн и 23,7 млн единиц; в среднем каждый день с конвейеров сходит 74 тыс. автомобилей (на 2023 г.).

Кроме того, Китай является крупнейшим в мире производителем и рынком сбыта транспортных средств на новых источниках энергии (гибриды и электромобили)[2], а также крупнейшим в мире производителем аккумуляторов (см. Contemporary Amperex Technology) и двигателей для электромобилей[3].

Развитие автомобильной промышленности в Китае было признано перспективным в рамках политики экономических реформ, начатой в 1978 году Дэном Сяопином. Крестьянам разрешили переходить на семейный подряд взамен уравнительных «народных коммун». В стране в качестве приоритетной была выбрана стратегия «социалистической рыночной экономики», кроме того, Китай перешел к политике реформ и открытости. В деревнях долгое время легковые и прочие автомобили могли приобретать только «данвеи» (рабочие артели)[источник не указан 115 дней]. Однако в 1990-х годах владение дорогостоящими личными вещами, вплоть до автомобиля, перестало считаться в КНР преступлением. Быстрое увеличение личных доходов городского и сельского населения создало потенциальный спрос на легковые и легкие коммерческие автомобили.