Авторитарная личность


Теория авторитарной личности разработана психологами Калифорнийского университета в Беркли Эльзой Френкель-Брюнсвик  (англ.), Даниэлем Левинсоном и Р. Невитт Сэнфордом  (англ.), а также немецким социологом и философом Франкфуртской школы Теодором Адорно[1]. Свои взгляды на феномен авторитарной личности они изложили в книге 1950 года с одноимённым названием  (англ.). Тип личности определяется девятью признаками, которые, как полагают авторы, связаны в общий пучок черт личности, образующихся в результате психодинамического детского опыта. Это следующие признаки: конвенционализм, авторитарные представления, авторитарная агрессия, антиинтроцепция, суеверия и стереотипы, власть и «твёрдость», разрушительность и цинизм, проекция и повышенная сексуальная озабоченность. Проще говоря, авторитарный — значит предрасположенный следовать диктату сильных лидеров и традиций, общепринятых ценностей.

Авторы теории авторитарной личности, эмигрировавшие из Европы во время Второй мировой войны, заинтересовались изучением антисемитизма. Они набирали волонтёров для анкетирования. Среди волонтёров отобрали людей с наиболее и наименее выраженными антисемитскими взглядами, результаты тех, кто был в середине, отбрасывали. Затем они противопоставили эти две группы, создав F-шкалу (F означает «фашизм»), которая определяла основные черты авторитарной личности.

В последнее время Джон Дин использовал теорию (а также исследования Роберта Альтемайера  (англ.)) для анализа современной политической обстановки, в своей книге «Консерваторы без совести».

О фундаменте авторитарной личности Адорно и его коллеги говорили в понятиях теории психоанализа Фрейда, считая движущей силой развития личности опыт раннего детства. Психоаналитическая теория предполагает, что маленькие дети усваивают ценности своих родителей бессознательно, в результате травматических конфликтов. Так развивается Сверх-Я (Супер-Эго). Конфликт с авторитарным отцом приводит к формированию очень сильного Супер-Эго. Таким образом, начиная с самого раннего детства и далее, бессознательные желания и потребности подавляются и остаются неудовлетворенными.

Бессознательные конфликты проявляются, когда человек проецирует свои «запреты» потребностей и агрессию своего Супер-Эго на других людей. Как правило, из числа этнических, политических или религиозных меньшинств, выбранных в качестве образа для этих психологических проекций, поскольку это субъективно менее опасно с точки зрения последствий. Сторонники авторитаризма часто ссылаются на социально приемлемые предрассудки.