Аггада


Аггада, также Агада, Хагада, Хаггада; (др.-евр.אגדה‏‎, др.-евр.הגדה‏‎ «повествование») — большая область иудейской литературы Устного Закона (Талмуда) и более поздних Мидрашей, не относящаяся к законодательной части, именуемой Галахой. В то время как Галаха представляет совокупность правовых норм и предписаний ритуального характера, Аггада содержит в себе, главным образом, поучения и афоризмы религиозно-этического характера, исторические предания и легенды. В то время как Галаха нормировала жизнь, Аггада воспитывала народ в духе этих норм. Аггада в талмудической литературе не выделяется структурно, но излагается вперемежку с Галахой и в связи с нею[1][2].

По определению Авигдора Шинана, к Аггаде относится всё, что не является Галахой: в неё могут входить сюжеты, связанные с персонажами Писания и проясняющие их поведение, исторические рассказы, предания о мудрецах, герменевтические штудии, философские притчи, анекдоты, байки, назидания и т. д.

Агадист — автор агадического текста, позже — изучающий Агаду; в отличие от галахиста, делающего то же самое с Галахой.

Агадических текстов в Мишне сравнительно немного, они обычно расположены в конце практически каждого трактата либо в конце изложения взглядов какого-либо религиозного авторитета. В Гемаре агадические тексты также, как правило, находятся на стыках разделов галахического характера. Агадические тексты в Гемаре Иерусалимского Талмуда занимают около трети объёма, а в Гемаре Вавилонского Талмуда — около четверти. Большая часть авторов-агадистов проживала в Земле Израиля, и агадический материал Гемары Вавилонского Талмуда, большей частью написан ими.[2]

Агада основывается на библейском тексте, представляя собой обширные комментарии и толкования этого текста, нередко в аллегорической и поэтической форме.

По составу своему Агада очень разнообразна, но в значительной степени она построена на символических формах повествования. К используемым жанрам принадлежат притчи, басни, параболы, аллегорические и гиперболические рассказы. Выделяется особый жанр мусар ( ивр. - מוסר - наставление, этика) — наставления, этические поучения.[1][3]