Агоризм


Агори́зм (от др.-греч. ἀγορά — «Торговая площадь, рынок») — политическая философия, основанная Сэмюэлем Эдвардом Конкином III и разработанная при участии Дж. Нила Шульмана.

Конечной целью агоризма является достижение общества свободного рынка, в котором все отношения между людьми строятся на добровольном обмене. Термин происходит от греческого слова «агора», обозначавшего площадь для собраний и рынок в древнегреческих городах-государствах. Идеологически эта философия представляет собой революционный тип рыночного анархизма.

Дж. Шульман интегрировал идею «контрэкономики» и либертарианскую философию С. Конкина, которая выступает за отношения «чёрного рынка» (black market), бойкотирующего налоговые выплаты государству. Агористы утверждают, что эти отношения смогут не только помочь защитить частную собственность и свободу от государства, но и приведут к повышению роли частной инициативы, способной стать достаточно сильной для уничтожения государства.

Агоризм является революционной стратегией, направленной на приближение краха государства, но не с помощью нападения на него или проникновения в него, а путём его игнорирования. Агористы считают, что мир был бы лучше без государств и что любые необходимые услуги, предоставляемые сейчас государством, гораздо лучше будут обеспечены самим рынком. Дороги, школы, безопасность и т. д. должны предоставляться частными лицами, с целью получения прибыли. Конечным результатом должно стать наступление «анархо-капиталистического» общества. «Анархо-капитализм», однако, не является агоризмом. Например, большинство агористов категорически против голосования как стратегии достижения желаемых результатов, нежели анархо-капиталисты.

Само название идеологии исходит от слова "агора". В Древней Греции агорой называли торговую площадь. Агористы обозначают этим словом свободный рынок как базовую организационную структуру общества, противопоставляя её коммуне:

Все эти примеры самоподдерживающихся субобществ потерпели неудачу по одной главной причине: незнанию экономики. Никакие социальные связи, какими бы прекрасными они ни были, не могут преодолеть основной клей общества — разделение труда. Антирыночная коммуна бросает вызов единственному закону, который имеет силу — закону природы. Базовой организационной структурой общества (над семьей) является не коммуна (или племя, или расширенное племя, или государство), а агора. Независимо от того, сколько людей желают, чтобы коммунизм работал и посвятили себя ему, он потерпит неудачу. Они могут бесконечно сдерживать агоризм большими усилиями, но когда они отпустят его, «поток», или «Невидимая рука», или «приливы истории», или «стимул прибыли», или «делание того, что приходит естественно», или «спонтанность» понесут общество. неумолимо приближаясь к чистой агоре[1].